Это нужно знать

О проекте

TourDaily – новости, обзоры по странам, отзывы туристов и туры операторов. Поиск и бронирование авиа и ж/д билеты, поиск туров, отзыв, турфирмы, путевки, отдых на море, новогодние туры, путешествия.

Инициативы для законопроектов не призваны блокировать функционирование туристического рынка

13 августа 2014

Министерство культуры Российской Федерации хочет разработать полный пакет инструментов по регулировке туристического рынка  в целях обеспечения безопасности индустрии. В этом заключается смысл заявления, сделанного во вторник Владимиром Мединским, министром культуры. Аспекты, чья разработка носит наиболее ожидаемый характер, следующие: передача Ростуризму функций по надзору и контролю, подготовка реестров по турагентствам и туристам, узаконивание электронной путевки.

Наиболее «очевидная» в свете последних событий инициатива для законопроекта  - передача Ростуризму функций по контролю и надзору, благодаря которому теперь ведомство сможет проверять туристические компании и при несоответствии установленному стандарту удалять их из списка. Такие кардинальные меры могут быть предприняты по результатам аудита, проводить который предстоит также Ростуризму. Будучи в реестре, оператор сможет осуществлять свою деятельность, а за его пределами — нет. Смысл обновленного реестра туроператоров будет заключаться в том, что ранее этот список был информационным ресурсом, а сейчас он должен стать механизмом регулирования туристического рынка.

Контроль туристической сферы никогда прежде не входил в сферу деятельности государственных органов. Результаты свидетельствуют о неоднозначных тенденциях: с одной стороны,  выросла конкуренция, а с другой – опасность для турфирм и туристов стала непредсказуемой. Поэтому важно, чтобы законопроект включал в себя попытки добиться оптимального баланса.
Другие предложения Министерства культуры: повышение барьеров, нужных для присоединения к туристическому рынку, требование от туроператоров информации, которая служила бы гарантом недопущения критических последствий, требование банковской гарантии, обязанность выдачи клиенту туроператора бумаг, в которых его размещение вне РФ было бы официально подтверждено и которое бы гарантировало право на обратный билет. Также предлагается создать реестр турагентств в целях документирования их взаимоотношений с туроператорами, т.к.  эти отношения никак, по факту, на настоящий момент не регулируются.

Чтобы ситуация на рынке в каждый конкретный момент была наиболее ясная,  предлагается создать  процессинговый центр, который позволит подготовить туристический рынок к другому формату деятельности. Введение, например, одного только понятия «электронная путевка» способно повысить уровень контроля за рынком. Раскрытая в ходе выдачи электронной путевки информация четко покажет, где и в каком количестве планируют располагаться туристы, а также даже то, какие из операторов прибегают к демпингу.

Данную инициативу Минкультуры поддержала «Турпомощь» и заявила о том, что необходимо создать и реестр туристов. Смысл такого реестра в том, чтобы «Турпомощь» сразу располагала данными о том, сколько путевок продано, и в случае критической ситуации сразу могла оценить, какому числу туристов может понадобиться эвакуация. Вряд ли, однако,  сами туристы будут рады сбору информации об их отдыхе, да и бюджет на реализацию создания такого реестра тоже определен неясно.

Ростуризм заявил, что реестр необходим, но важна, скорее, электронная база данных с информацией обо всех договорах с клиентами туроператоров. Таким образом, например, можно будет получать информацию о задолженностях туроператоров перед авиаперевозчиками и в случае критичной ситуации быстрее обмениваться информацией со всеми задействованными компаниями: страховщиками, хотельерами и авиаперевозчиками.

Несмотря на очевидную необходимость в вышеописанных изменениях, все вопросы до сих пор являются в большинстве своем дискуссионными. Но это тоже важный момент, т. к. бездумное перерегулирование туристической сферы может стать иной проблемой похожего масштаба.