Что написано на авиабилете и что все это значит Скажите честно: что вы можете узнать из авиабилета, по которому вам предстоит лететь? Собственную фамилию, дату вылета и точку назначения. Между тем он содержит гораздо больше информации: и основание, на котором компания может безнаказанно сорвать сроки перевозки, и указание на ваше право сдать билет обратно - даже если вы проспали вылет.
Билет - главный документ, который определяет отношения между авиакомпанией и пассажиром. Он обязательно включает в себя несколько страничек с мелким шрифтом, где описываются условия перевозки. Из них, например, следует, что авиакомпания не несет никакой ответственности за сроки перевозки пассажира. Ее задача - доставить вас из Москвы в Сургут или Вашингтон, но вот когда - другой вопрос. Форма и содержание
Билет состоит из обложки, которая включает в себя упомянутые странички с условиями перевозок, и полетных купонов - каждый из которых используется для одного из сегментов перелета. В самом простом случае купон один: из пункта А в пункт Б. Маршруты могут быть и сложнее, но типичный пассажир редко планирует поездки из более чем четырех сегментов, поэтому чаще всего используются бланки из четырех купонов. На самом деле их будет семь: первые два оторвут еще на кассе, а самый последний остается у пассажира после полета. Когда полет состоит из нескольких сегментов, купоны у вас будут изымать по очереди, в различных аэропортах. На вид все купоны одинаковые, но строка, имеющая отношение к определенному сегменту полета, выделена цветом: если весь бланк розовый, то она - зеленовато-голубая. Теперь приступаем собственно к чтению билета. 1. Действителен для перевозки между указанными пунктами / Good for passage between points outlined
Все просто. "От" (from) обозначается точка вылета, "до" (to) - точка прилета. Если полет состоит из сегментов, будет указано несколько точек. Верхнюю позицию занимает начальная точка полета, в самом низу - конечная. Обычно несколько городов фигурирует в билете в случае пересадки. Если в городе несколько аэропортов, то в билете будет соответствующее уточнение: у каждого аэропорта свой трехзначный код. Например, Шереметьево обозначается как SVO, Домодедово - DME, Внуково - VKO. 2. Перевозчик / Carrier
Здесь указан код авиакомпании. Обычно он состоит из двух знаков, причем многие российские компании имеют разные коды для внутренних и международных рейсов: первые состоят из букв кириллицы и цифр, вторые - соответственно из латинских букв и цифр. 3. Рейс / Flight
Номер рейса нужен, чтобы выяснить информацию о полете (например, родные могут узнать в справочном бюро, как вы добрались) и сориентироваться в аэропорту: куда и когда идти на регистрацию. Код компании и номер рейса обычно указывают на табло вместе - хотя в билетах они занимают разные графы.
Некоторые аэропорты используют трехбуквенные коды авиакомпаний, причем они могут сильно отличаться от двухбуквенных.
Имейте в виду: совсем не обязательно, что, купив билет на рейс "Аэрофлота", вы полетите именно его самолетом. Многие перевозчики договариваются друг с другом о том, что будут возить пассажиров совместно. Это называется "код-шеринг".
Для пассажира в принципе не должно быть никакой разницы, кто на самом деле его повезет: компании стараются унифицировать сервис на борту. Тем не менее код-шеринг сопровождается некоторыми ограничениями. Если на рейс продано больше билетов, чем мест в самолете (вполне распространенная практика: это называется "овербукинг" - перепродажа), то компания, фактически выполняющая рейс, будет стараться посадить на него в первую очередь "своих" пассажиров. Остальные подождут следующего рейса. Как правило, с теми, кому не нашлось места, авиакомпания старается договориться "по-хорошему": оплатить гостиницу или компенсировать неудобства наличными: все решается индивидуально. 4. Класс / Class
В этой графе указан не класс обслуживания, а класс тарифа. Классов тарифа существенно больше, чем классов обслуживания: билеты на одинаковые места двум соседям по бизнес-классу могли достаться по разной цене. Просто один пассажир имеет возможность перед полетом запросто обменять билет на другую дату, а другой жестко привязан к определенному дню - за что и получил скидку. Обычно в самолете два-три, изредка - четыре класса обслуживания. Обязательно есть "эконом", далее, по нарастающему уровню комфорта,- улучшенный "эконом", "бизнес" и "первый". Каждая компания использует собственные обозначения классов тарифа. Хотя для самых высоких классов обозначения более или менее стабильные: "первый" - это F, A или P, "бизнес" - J, C, D. Остальные буквы используются для эконом-класса. Хотя и тут возможны исключения: Air France и British Airways использовали букву R для билетов на сверхзвуковой Concorde. А теперь R применяется у швейцарской Swiss для самых дешевых тарифов, в том числе и из России. У "Аэрофлота"", как и у многих компаний, самый дорогой тариф эконом-класса обозначается Y, второй по уровню цен (и самый высокий на многих внутренних рейсах) - S. А вот у Air France литера S - обозначение тарифа улучшенного эконом-класса Tempo Challenge, который по многим привилегиям (в частности, по питанию) близок к "бизнесу". Однако если с таким билетом вы попадете на рейс, выполняемый "Аэрофлотом", то вас посадят в обычный "эконом". Класс имеет значение не только на борту самолета. Часто для дорогих классов обслуживания предусмотрены отдельные стойки регистрации с минимальными очередями и залы ожидания с бесплатными напитками и закусками (lounge). 5. Дата / Date и Время вылета / Time
Время отправления рейса указано местное.
В большинстве случаев временем отправления считается не отрыв самолета от полосы, а момент отстыковки от трапа и начала выруливания (в США - момент закрытия дверей самолета).
Впрочем, для пассажира это непринципиально: важно только время окончания регистрации и посадки. В российских аэропортах регистрация заканчивается за 40 минут до времени отправления, а за 25 минут до него - последний срок посадки. Хотя некоторые авиакомпании устанавливают собственные стандарты. При этом практически во всех аэропортах мира регистрация на рейсы в Израиль (а теперь и США) заканчивается более чем за час до вылета - а то и за два: это связано с повышенными мерами безопасности. Так что время регистрации надо выяснить при покупке билета - или уточнить перед вылетом, позвонив в аэропорт или представительство компании. 6. Cтатус / Status
Графа означает состояние бронирования. Если написано OK - ваше место гарантировано. Если на момент оплаты такого подтверждения не получено, в графе появится сокращение RQ (requested). В этом случае пассажиру, возможно, придется дожидаться окончания регистрации, чтобы узнать, осталось для него место на борту или нет. Впрочем, даже ОК не гарантирует отсутствия проблем из-за овербукинга: авиакомпании стремятся повысить загрузку рейсов и при наличии спроса на билеты продают не 100% билетов, а 105% - в расчете на то, что эти самые 5% пассажиров традиционно не явятся (или опоздают). 7. Вид тарифа / Fare basis
Позиция содержит буквенно-цифровой код, который пассажиру ничего не говорит. Используя интернет (или справочную службу авиакомпании), можно узнать условия его применения: ограничения по пребыванию в месте назначения, возможность сдать билет или изменить даты полетов. Несколько упрощают понимание соседние графы: "Недействителен до / Not valid before" и "Недействителен после / Not valid after". Если даты не указаны, значит, билет можно менять или сдавать в течение года с момента его приобретения. В этом случае, даже если самолет улетел без вас, вполне вероятно, что вас посадят на следующий рейс или вернут стоимость билета - хотя и с небольшими потерями. Впрочем, всю эту информацию можно узнать и по коду брони. 8. Норма пр. баг. / Allow
Здесь сообщается о том, какую массу вещей вы имеете право бесплатно поднять на борт самолета (за перевес могут попросить доплатить). 20K означает 20 кг. Это норма для эконом-класса в большинстве авиакомпаний. Для полетов в Северную Америку используется другая система. В билете, скорее всего, будет указано: 2PC. Имеется в виду, что пассажир вправе сдать в багаж два чемодана весом до 32 кг каждый. 9. Фамилия пассажира / Name of passenger
Естественно, при покупке билета стоит проверить раздел с именем пассажира. Крайне желательно, чтобы написание фамилии полностью совпадало с указанным в паспорте. Однако, по международным правилам IATA допускается делать до трех ошибок в фамилии (имя пишут не всегда, хотя ошибки и в нем "разрешены"), и это не приведет к отказу в перевозке.
Имя пассажира сопровождается указанием на пол или возраст: MR (мистер), MRS (миссис), MS (мисс), CHD (child, ребенок от двух до 12 лет) или INF (infant, младенец в возрасте до двух лет). "Мисс" и "миссис" - это условность: свидетельство о браке при покупке билета никого не интересует. Тут же рядом (иногда в соседнем поле) указывается номер паспорта (PSPT или PSP). Кстати, на внутренних российских рейсах можно летать по заграничному паспорту. 10. Передаточная надпись / Ограничения / Endorsement / Restrictions
Левый верхний угол содержит информацию об ограничениях. Пометка carbon указывает, что их надо напечатать через копирку, то есть можно вносить только в момент продажи билета. Список ограничений велик. Скажем, примечание res chg usd30 означает, что перенос даты вылета допускается только со штрафом $30. А отметки nonendo, nonref, nonchg, no rerout (non endorsement, non refundable, no change, no rerouting)- "не передается другому лицу", "стоимость не возвращается", "изменения в бронировании невозможны", "изменения в маршруте невозможны" - указывают, что в билет не могут быть внесены практически никакие изменения. 11. Дата и место выдачи / Date and place of issue
Под этот раздел отведен правый верхний угол (иногда маркировка отсутствует). Там указано, кем и когда выдан билет. К сожалению, практически всегда вернуть деньги за неиспользованный или частично использованный билет можно только по месту его покупки - то есть в конкретном офисе. 12. Для отметок авиакомпании / Airline data
Очень важный раздел. Здесь указан код брони. Буквенный или буквенно-цифровой. Эта информация может понадобиться при изменении даты полетов, внесения в компьютерную запись о бронировании номера участника программы часто летающих пассажиров или заказа специального питания. Такое право есть у пассажиров даже в эконом-классе - только позвоните за двое суток до вылета. 13. Выдан в обмен на / Issued in exchange for
Если ваш билет был выписан в обмен на другой, эта строка может содержать номер предыдущего билета. Или премиального сертификата программы часто летающего пассажира (если полет премиальный). 14. Расчет тарифа / Fare calculation
Тут можно найти стоимость перелета между отдельными городами, указанными в билете. А рядом, в колонке Fare или Tax, указывают сборы аэропортов с указанием кода государства (Россия обозначается RA, Германия - DE). Кроме того, в последнее время авиакомпании вписывают и "топливный сбор" (YQ). 15. Форма оплаты / Form of payment
В правом нижнем углу указана форма оплаты. Cash означает, что билет куплен за наличные, Invoice - по "безналу" с выставлением счета. Если билет оплачен пластиковой карточкой, тут будет указан ее номер. И это лишний повод относиться к билету как к серьезному финансовому документу: одного только номера карточки для мошенника может оказаться достаточно, чтобы списать с нее деньги. 16. 1USD=…
Четкого места для этой информации нет. Это курс, по которому просчитывалась стоимость билета. 17. Код авиакомпании / Airline code и Форма и серийный номер / Form and serial number
Внизу посредине билета напечатан его номер. Он начинается с кода авиакомпании (например, "Аэрофлот" - 555). Его можно на всякий случай записать: при утере билета это дает шанс восстановить его с минимальными проблемами. Хотя еще лучше сделать до полета копию билета - и хранить ее отдельно от документов. По материалам Rokf.ru