В последние годы туристическая сфера России активно развивалась, вместе с ней развивался и гостиничный бизнес, и никакой экономический кризис не смог этому помешать. Все больше и больше появляется отелей, в том числе международного уровня. Кроме того, крупнейшие мировые бренды открывают свои филиалы в России. Многие старые здания превращаются в отели и гостиницы, открываются хостелы и мини-отели. И пускай в плане сервиса нам есть еще к чему стремиться, но изменения в данной сфере налицо.

Традиционно наибольшего развития гостиничные услуги достигают в Москве, Санкт-Петербурге и Сочи. Существенный рост также наблюдается в Краснодаре, на Урале, в Томской и Вологодской областях, в Калининграде. Во многих российских городах сегодня можно довольно недорого снять номер в гостинице, причем достойный. Стоит заметить, что представителям власти крайне выгодно развитие гостиничного бизнеса. С этой целью они привлекают инвестиции и всячески способствуют продвижению данной сферы. Неудивительно, что столица и город на Неве являются лидерами гостиничного рынка. Однако медленно, но верно и другие регионы начинают отламывать себе кусочек пирога. Это объясняется тем, что гостиничная сфера Москвы сейчас переживает реорганизацию, в то время как гостиницы и отели регионального масштаба, наоборот, набирают обороты.

Следует также отметить, что все та же Москва нуждается в отелях среднего уровня, 2-3 звезды. Спрос на них в разы больше, чем на роскошные высококлассные отели, в которые, вопреки статистике, так любят вкладывать средства инвесторы.

В Санкт-Петербурге ситуация противоположная. Здесь очень много как раз небольших отелей, которые чрезвычайно популярны. Расположены они в центре города, отсюда и хорошая заполняемость. Все это благоприятным образом сказывается на развитии рынка.  Малый гостиничный бизнес активно развивается и на Юге России, а также на Байкале. Ежегодно в России количество небольших отелей увеличивается на 50%, что делает их конкурентоспособными. Этот бизнес привлекателен своей малой затратностью. Нет необходимости строить новое здание, покупать участок и т.д. Однако в подобных отелях нередко страдает сервис, который не соответствует российским квалификационным нормам, не говоря уже о международных.

Кроме того, отели зачастую отказываются от принятой классификации и вводят свою, или же совсем от нее отказываются. Несмотря на все проблемы гостиничной сферы и несовершенства законодательной базы, можно говорить о позитивных изменениях в гостиничном бизнесе: растет уровень сервиса, западные коллеги делятся опытом, появляется все больше заведений, в которых приятно остановиться.