Дворцы на колесах: самые известные роскошные поезда. Фото: Rirtl.com
Дворцы на колесах: самые известные роскошные поезда. Фото: Rirtl.com
Мерный стук колес, купе-сьют, плавная смена пейзажей за окном, чем не вариант для отдыха. ForbesRussia подготовил обзор девяти роскошных поездов со всех континентов. Pride of Africa: Кейптаун — Претория
Южноафриканский поезд Pride of Africa называет себя самым роскошным поездом на свете — и не зря: в нем есть купе-сьюты площадью 16 кв. м, а таких на туристских поездах больше нет нигде. Самый популярный маршрут — 1600 км между Кейптауном и Преторией — поезд преодолевает не спеша, за двое суток, останавливаясь по ночам для того, чтобы пассажиры могли спокойно поспать. За окном сначала простираются виноградные и садовые долины, потом поезд обступают горы, а после пары тоннелей он выбирается на плоскогорье Кару с оранжевыми термитниками и редкими акациями. Вокруг бродят страусы, взлетают фламинго и пасутся антилопы спрингбоки. Этих же спрингбоков подают в одном из двух вагонов-ресторанов — с лучшими южноафриканскими винами.
В последнем вагоне — бар и открытая смотровая площадка. Разговаривать по телефону разрешается только у себя в купе, чтобы ничто не нарушало тщательно воссоздаваемую тут атмосферу начала прошлого века. В каждом купе — душ, а в королевском сьюте имеется ванна. Стоимость путешествия: Кейптаун - Претория (от 11 000 рандов; 1 ранд — 4 рубля), Претории к водопад Виктория (от 12 500 рандов), Кейптаун — Дар-эс-Салам (14 дней, от $8900). The Ghan: Аделаида — Дарвин
Австралийский поезд The Ghan пересекает весь континент с юга на север — от Аделаиды до Дарвина — за 54 часа. Ghan — это сокращенное afghan: поезд назван в честь афганцев, погонщиков верблюдов, которые 150 лет назад водили караваны вглубь Австралии. В поезде три класса; самый роскошный — Platinum Service за 2987 австралийских долларов (1 австралийский доллар примерно равен $0,9): в просторном купе двуспальная или две односпальных кровати, душ и два окна — так что пейзажи (от пустынных до тропических) разворачиваются по обе стороны. Поезд делает две большие остановки: в Кэтрине можно полетать на вертолете над одноименным ущельем или поиграть в гольф, а в Элис-Спрингз (географический центр Австралии) — побывать в священных местах аборигенов или прокатиться по пустыне на квадроцикле.
В вагоне-ресторане подают кенгуру на гриле и другие местные специалитеты. Можно путешествовать и в отдельном вагоне — например, в Prince of Wales, построенном в 1919 году к визиту Принца Уэльского Эдуарда. Он рассчитан на компанию из 10 человек (от 21 300 австралийских долларов). Из Аделаиды в Дарвин поезд отправляется по воскресеньям и средам. Обратно — по средам и субботам. The Venice Simplon Orient-Express: Париж — Стамбул, Лондон — Венеция
Знаменитый "Восточный экспресс" — эталон для всех поездов подобного класса. Он путешествует по разным странам Европы с марта по ноябрь и состоит из вагонов 1920-х годов (для исторической точности в купе отсутствует душ). Раньше эти вагоны возили пассажиров не только "Восточного", но и других экспрессов — "Римского", "Южного", "Северного", "Лузитанского", а также встречали в портах пассажиров океанских лайнеров. Состав с вагоном №3309, например, в 1929 году на десять дней застрял из-за снега недалеко от Стамбула, что вдохновило Агату Кристи на написание "Убийства в "Восточном экспрессе". А вагон №3425 был в поезде, вывезшем в эмиграцию румынского короля Кароля II.
К каждому купе прикреплен личный стюард, в вагонах-ресторанах работают французские повара и итальянские официанты. В поезде даже установлен дресс-код. Джинсы, к примеру, под строгим запретом. Самый популярный маршрут: Лондон — Венеция ($6420 за купе, $9860 за сьют). 27 августа поезд поедет по знаменитому маршруту Париж — Стамбул ($18 380 — купе на двоих, $27 740 — сьют; обратный рейс — 3 сентября). Hiram Bingham: Куско—Мачу-Пикчу (Перу)
Это, пожалуй, самый короткий из подобных железнодорожных маршрутов — путешествие в один конец занимает всего три с половиной часа, зато проходит на должной высоте: из древней столицы инков Куско (3,5 км над уровнем моря) вы попадаете в легендарный "затерянный город" Мачу-Пикчу (2,43 км). Большинство пассажиров собирается на открытой смотровой площадке в последнем вагоне, и под аккомпанемент перуанских гитаристов, расположившихся тут же, в баре, поезд не спеша движется мимо живописных гор, долин и водопадов. На конечной станции путешественников ждет автобус, который по крутому серпантину доставляет их в Мачу-Пикчу — после обеда здесь гораздо меньше туристов, чем утром, так что осматривать храмы, многоступенчатые террасы и священный камень Интиуатана, к которому инки "привязывали" солнце, вы сможете практически в полном одиночестве.
Обратный путь из Мачу-Пикчу в Куско посвящен гастрономическим удовольствиям: в интерьерах, стилизованных под ар-деко, подают коктейли (внимание стоит обратить на "Писко сауэр" — местную виноградную водку с соком лайма, горькой настойкой трав и яичным белком) и изысканный обед — жареные креветки с желтым соусом чили и пудинг из шпината. Ближайшая дата отправления — 1 июля, далее поезд ходит ежедневно, кроме воскресенья. Стоимость билета туда и обратно — $588 (включает завтрак, коктейли и обед в поезде, а также экскурсию с чаепитием в Мачу-Пикчу). El Transcantabrico: Сантьяго-де-Компостела—Леон (Испания)
"Представьте себе: вы провели восемь дней в поезде, а вам мало!" — с такой фразы начинается реклама испанского поезда Транскантабрико, который курсирует между Сантьяго-де-Компостела и Сан-Себастьяном на севере Испании (второй вариант маршрута — Сантьяго-де-Компостела — Леон). Мало, впрочем, не покажется, так как программа путешествия чрезвычайно насыщенна: каждый день две экскурсии по средневековым городам Галисии, Астурии, Кантабрии и Страны Басков, через которые проходит поезд, а также обед и ужин в лучших местных ресторанах. Поздно вечером в специальном вагоне с живой музыкой организуются танцы до утра; по ночам Транскантабрико не движется, так что танцевать и спать в это время одинаково удобно. 
Купе-сьюты состоят из спальни и ванной комнаты, есть также люксы с отдельной гостиной. Из обширной экскурсионной программы не стоит пропустить пляжи Бискайского залива в Рибадео, горный национальный парк Пикос-де-Эуропа, безумный музей Гуггенхайма в Бильбао и, конечно же, Овьедо, столицу Астурии, с ее шедеврами дороманской архитектуры VIII-IX веков. Цена билета в купе дабл-сьют — 2600 на человека. В цену входят завтраки в поезде, обеды и ужины с вином в ресторанах и экскурсии. Транссибирский экпресс: Москва — Владивосток
В России роскошными поездами занимается компания "Транссибирский экспресс". У нее два состава — "Золотой орел" (Москва — Улан-Батор — Владивосток) и "Царское золото" (Москва — Улан-Батор — Пекин). Движутся они в основном ночью (со скоростью 140 км/ч), чтобы днем пассажиры ходили на экскурсии: в программе — Новосибирский театр оперы и балета, пикник на берегу Байкала, ужин в юрте в Улан-Баторе и прочие удовольствия Транссиба.
Каждый состав сопровождается врачом, а повара стажировались на аналогичном поезде Nostalgie Istanbul Orient Express. Для организованных групп могут устроить и другие путешествия: в Финляндию, Прибалтику или по маршруту Великого шелкового пути из Москвы в Пекин — через Каракумы и Гоби, Бухару и Сиань с его терракотовой армией. Ближайшая дата отправления "Золотого орла" — 1 июля; купе голд-класса на двоих — 22 590. "Царское золото" отправляется 14 июня и 12 июля; купе VIP-класса на двоих — 17 920. Royal Scotsman: круговые маршруты по Шотландии с отправлением из Эдинбурга
То, что вы попали в узкий круг избранных ("Королевский шотландец" берет на борт всего 36 пассажиров), становится ясно уже на эдинбургском вокзале Вейверли, где поезд провожают с помпой: ковровой дорожкой, волынками и шампанским. Внутри — красное дерево, бархат, диваны "честерфилд" и другие аристократические атрибуты британского стиля. В обзорном вагоне с открытой террасой и мягкими креслами можно уютно устроиться со стаканчиком скотча и созерцать сменяющие друг друга пейзажи Северной Шотландии.
Ограничиваться созерцанием, впрочем, необязательно: в программе — прогулки к водопадам, рыбалка в горных реках (май — лучшее время, чтобы поймать знаменитого шотландского лосося, который как раз идет на нерест), посещение вискокурен и викторианских поместий, а также гольф, который, говорят, придумали именно здесь. У поезда Royal Scotsman 7 разных маршрутов продолжительностью от 2 до 7 дней, но кормят везде одинково здорово: в меню местные куропатки, фазаны, оленина и, конечно же, копченый лосось. Неформальные и формальные обеды чередуются — для некоторых женщинам понадобится коктейльное платье, а мужчинам — смокинг или килт. Варианты маршрутов: The Classic Journey, 4 дня, $6620 на человека, The Highlands Journey, 2 дня, $3610, The Grand North Western Journey, 7 дней, $10 680. Royal Rajasthan: круговой маршрут из Дели; Дели — Джайпур — Агра
До недавнего времени самым изысканным поездом Индии считался Palace on Wheels, полностью оправдывавший свое название — "Дворец на колесах". Все изменилось в январе прошлого года, когда был запущен Royal Rajasthan on Wheels, известный также как "Дворец на колесах — 2", — именно его теперь называют самым роскошным поездом Индии. Купе оформлены даже не как гостиничные номера, а скорее как дворцовые покои: тяжелые бархатные покрывала с ручной вышивкой на кроватях, обитые цветным шелком стены и резная мебель.
Сервис тоже устроен по-королевски: к каждому пассажиру приставлен персональный дворецкий, который 24 часа в сутки готов выполнить любой ваш каприз — даже помочь собрать чемодан в последний день поездки. В любом из двух ресторанов можно заказать блюда не только раджастанской и индийской, но и европейской и китайской кухонь, а в вагоне-спа — сделать процедуры для лица, волос и тела. С сентября по март поезд совершает 8-дневное путешествие, которое начинается и заканчивается в Дели, а с апреля по июль можно отправиться в трехдневную поездку по "золотому треугольнику" Дели-Джайпур-Агра. Стоимость путешествия: купе супер-делюкс — $1600 в сутки, двухместное купе делюкс — $590 в сутки на человека. Eastern & Oriental Express: маршруты между Сингапуром, Малайзией и Таиландом
Младший брат легендарного "Восточного экспресса" курсирует между Сингапуром, Малайзией и Таиландом и берет на борт 132 человека — поэтому желающим увидеть восход или закат в джунглях, сидя в ротанговом кресле на открытой террасе обзорного вагона, стоит забронировать место заранее. По утрам и поздним вечером на террасе может быть довольно прохладно, так что находящийся по соседству бар придется весьма кстати. Второй бар занимает целый вагон — здесь подают знаменитый "Сингапур слинг", "Шанхайский экспресс" и другие местные коктейли, а по вечерам музыкант по имени Питер душевно поет Синатру, аккомпанируя себе на фортепьяно.
Кроме спальных вагонов и ресторанов, где проходят ужины с довольно строгим дресс-кодом, в поезде есть библиотека, оформленная в колониальном стиле, и бутик, где можно купить фарфор, жемчуг и сувениры.  По пути из Бангкока в Сингапур предусмотрены две экскурсии. Сначала поезд останавливается на легендарном мосту через реку Квай, известном по одноименному фильму, и всех желающих везут в музей Дороги Смерти (так прозвали Тайско-Бирманскую железную дорогу строившие ее для японцев во время Второй мировой войны военнопленные), а на следующий день пассажиров ждет экскурсия на малазийский остров Пенанг — с посещением местных рынков и прогулкой на велорикше. Маршруты: Сингапур-Бангкок (3 дня, от $2210 на человека в двухместном купе); Куала-Лумпур-Бангкок (3 дня, от $1880); Бангкок-Сингапур (4 дня, от $2210).