Под Парижем. Фото: Дарья Блинова ©
Под Парижем. Фото: Дарья Блинова ©
Катакомбы представляют собой подземный лабиринт, протянувшийся на сотни километров под Парижем, причем экскурсионная часть его лишь 1,5 километра. Костехранилище было создано еще в конце XVIII в., когда по просьбе жителей квартала в 1770 г. было закрыто кладбище "святых невиновных" (Санта Инносент), самое важное в Париже, в связи с опасностью для общественного здоровья. Служба по защите парижских недр выбрала место – пещеры, расположенные в месте Томбе-Исуар (Tombe-Issoire). Они были созданы еще в средние века в связи с ростом города для добычи строительного материала, камня, из которого построено большинство домов и церквей в Париже. Затем катакомбы превратили в место для захоронения, сюда были перенесены останки с нескольких кладбищ из-за их переполненности в те времена. С начала XIX в. катакомбы открывают для публики. Они вызывают всеобщее любопытство, привлекая многочисленных посетителей, в том числе и знаменитых, например, Фридриха I, императора Австрии, который посетил их в 1814 г., и Наполеона III, который был здесь в 1860 г. со своим сыном. Теперь это музей. Он находится на улице Defert-Rocherau,1 – это в центре города, примерно в 30 мин. ходьбы от Лувра. На входе можно взять буклеты с информацией и схемой катакомб (на трех языках: французском, английском и испанском, но в реальности оставались только французские и испанские). Еще в музее существует экскурсия, но ведется она только на французском языке. Длинный спуск по винтовой каменной лестнице – и ты попадаешь под землю. По моим ощущениям глубина составляла метров 50, хотя на самом деле было не более 20 метров. На пещеры, в которых я бывала, это подземелье мало походило – пол длинного узкого коридора был вычищен, через каждые шесть метров висели лампы. Да и на лабиринт не очень похоже, так как было мало ответвлений, а те, что попадались по пути, находились за решеткой. Идя по подземному коридору на его стенах можно увидеть таблички, указывающие название улиц, над которыми вы проходите. Прогулка по пустынному коридору неприятно затягивалась, и я все недоумевала, где же стены, сложенные из черепов и костей? Но вот на пути стали возникать другие объекты, но все же это было еще не само костехранилище. Зал, более просторный, чем коридор, названный "мастерской", полностью состоит из породы, а чтобы держать хрупкий потолок, по бокам стоят сложенные из камней опоры. В соседнем зале находится галерея Порт-Маон, состоящая из макетов замков. Эти макеты соорудил один из рабочих рудников, участвовавший в войне. Он создал в стене макет крепости Порт-Маон – крепости главного города острова Менорка – где этот рабочий находился в плену у англичан. По существу, эти произведения искусства не относятся к предмету данного музея, но, тем не менее, они отлично вписываются в окружение. Впрочем, в катакомбах есть несколько памятников тому, что не представляет особого интереса для посетителей, например, памятники, посвященные деятельности рабочих подземелья (чаша, из которой они пили воду, колодец, где они мыли ноги) или памятные таблички, сообщающие о посещении музея какой-либо важной персоной. Видимо, это результаты уважения французов к своей истории. Наконец мы добрались до входа в само костехранилище. Его подпорки украшены орнаментом, а над самим входом висит табличка с надписью: "Здесь царство смерти". Это первое предложение-размышление о хрупкости человеческого бытия, а таких здесь встречается множество. Надписи на этих табличках, в основном, на латинском, но смысл легко улавливается. И вот мы окружены останками, расположенными на протяжении примерно 780-метровой галереи. Стены от пола до потолка аккуратно сложены из костей и черепов, а на некоторых из них можно увидеть целые узоры из останков. Первые кости, датируемые 1786 г., складывались без всякого порядка. И только с приходом Риккардо де Тюри (нового инспектора каменоломни) все было приведено в порядок. При ближайшем рассмотрении видно, что все кости бережно склеены друг с другом. Наверное, чтобы посетители не растащили останки на сувениры. Если бы не люди, освещение и таблички, указывающие на выход или продолжение осмотра, находиться здесь было бы жутко, будто на разрытом кладбище. Неужели здешний смотритель, сидящий на стуле в уголке, действительно любит свою работу? Хотя с другой стороны, здесь очень тихое, малолюдное место. А вообще, все работники этого музея – индийцы и, возможно, в связи со своей религией (вера в реинкарнацию, переселение душ), они относятся к костяному "интерьеру" спокойно. Кстати, стены из костей занимают меньшую часть подземелья, но тем не менее здесь находятся останки около шести миллионов человек! (Конечно, провести здесь какую-либо экспертизу крайне сложно). Чтобы покинуть музей, оказывается, не надо было проделывать тот же путь в обратном направлении. Таблички Sortie указывали вперед. Еще одна винтовая лестница вывела нас наружу. На столике у выхода лежали череп и пара костей – видимо, кто-то неудачно пытался унести сувенир на память, хотя нас на этот счет вообще не проверяли. Мы вышли на какую-то тихую улицу, совсем не на ту, где мы спускались вниз. Посмотрели по карте – улица Реми-Дюмонсель, дом 36, а это более чем в километре от входа и ближайшей станции метро! Ничего пугающего в подземелье я не нашла, но все же слабонервным не рекомендуется его посещать. Я бы посоветовала сходить в этот музей: он очень экзотичен среди всех других в Париже и не менее пропитан историей города.

Дарья Блинова

Материал предоставлен журналом GEO Уважаемые читатели, свои впечатления об отдыхе и фотографии к ним вы можете отправлять на адрес ella@prural.ru. После модерации они будут доступны всем посетителям TourDaily.