Если задаться целью создать список наиболее дружелюбных по отношению к велосипедистам городов, то вся получившаяся карта займет скромный лоскуток северо-западной Европы. Подобная рейтинговая таблица была создана датской велосипедной правозащитной организацией Copenhagnize, и, согласно этому списку, двадцать наиболее «велосипедных» городов «теснятся» вокруг Нидерландов, Франции, Германии и Дании.

Организация планирует расширить свою сеть в ответ на благодарность людей, стремящихся к транспортному прогрессу и с улыбкой рассекающих улицы города на велосипеде.

Утрехт, Нидерланды

Подобные списки обычно возглавляет Амстердам, но он является самым «велосипедным» городом, в частности, из-за толп туристов, берущих в прокат ярко-красный двухколесный транспорт. Поэтому список, представленный Copenhagnize, будет возглавлен городом на юго-востоке страны Утрехт, который по праву может считаться наиболее развитым в плане велосипедной инфраструктуры местом.

В центре города до 50 % всех поездок осуществляется на велосипеде, а местные власти строят заявленную самой большой в мире огромную велосипедную парковку на 12 500 мест. Во всех нидерландских городах туристы с представлением о гораздо более грубой культуре велосипедной езды непременно бывают поражены тем, насколько гармонично живет город с таким транспортом. К велосипедистам на дорогах Утрехта относятся так же, как и к пешеходам, и любители прокатиться с ветерком даже редко используют шлемы и специальные отображающие элементы на одежде, ведь они едут по специально выделенным полосам, которые есть и для пешеходов.

Один хорошо известный английский велосипедист, Марк Трэжер (Mark Treasure), ведущий свой блог, был поражен возрастными  параметрами катающихся на двухколесном транспорте в Утрехте. Он говорит, что едва ли может представить себе таких маленьких детей, без проблем катающихся в центре любого города Соединенного Королевства, да еще и с такими счастливыми, беспечными лицами. Здесь же все это выглядит само собой разумеющимся. В Утрехте велосипедные вылазки семьи — обычное дело.

Севилья, Испания

Севилья — город для тех, кто считает, что внедрение в массы идеи о городской пользе велосипеда — задача слишком амбициозная, ну разве что для пары десятков лет. В 2006 году вконец раздосадованное целыми четырьмя часами-пик правительство столицы Андалусии — Севильи — решило наконец предпринять что-то. Пустого разглагольствования было много. Сами критики отмечали, что в Испании никогда не было очень популярным использовать велосипед как вид транспорта до офиса и обратно. Многие также сильно сомневались в том, кому вообще понравится добираться до работы на велосипеде в одном из самых жарких районов Европы, приезжая при этом в офис мокрым настолько, что можно было бы подумать, что он случайно проехал через автомойку.

Но несмотря на все сомнения, за первый только год в городе появилось порядка 50 миль велосипедных дорожек, а сейчас их общая протяженность составляет 80 миль. Также был подготовлен план муниципального проката велосипедов под названием Sevici. Результат? В течение примерно 6 лет велосипедные поездки стали занимать в соотношении использования видов транспорта целых 7 % вместо 0.5 % ранее.

Монреаль, Канада

Вопреки тенденциям, этот уже давно входящий в «велосипедный» список город Северной Америки начал конструирование велосипедных дорожек еще в 80-х годах, а теперь их общая длина составляет уже порядка 400 миль. Добавление ведущего популярного плана муниципального велосипедного проката, который в дальнейшем стал прототипом аналогичной структуры в Париже и Лондоне, привел к очень активному использованию велосипедов, особенно удивительному для места, в котором зимняя температура выше 10 градусов по Цельсию (50 градусов по Фаренгейту) воспринимается тропической и потому чуть ли не катастрофической.

Велосипедная статистика Монреаля свидетельствует о том, что в городе еще многому предстоит только появиться. К примеру, велосипедисты жалуются, что слишком большому количеству любителей этого вида транспорта приходится «вылезать» на оживленные дороги. По одному из опросов, становится очевидным, что почти что половина взрослого населения города катается на велосипеде по крайней мере раз в неделю, хотя при этом немногим более 2 % всех рабочих передвижений по городу осуществляется посредством велосипедов. Ареф Салем (Aref Salem), уполномоченное лицо исполнительного комитета Монреаля по вопросам массовых передвижений, говорит, что дело здесь в том, что власти попросили граждан использовать велосипеды, и те настолько быстро адаптировались к ситуации, что работы по подготовке города к наплыву велосипедного транспорта просто не успевают идти шаг в шаг с людской активностью.

Копенгаген, Дания

Не включить Копенгаген в список «велосипедных» городов было бы настоящим преступлением. Более половины местных жителей Датской столицы передвигаются на велосипеде на работу или в школу, а число велосипедов в 650 000 штук лишь чуть-чуть превышает численность населения города. Достаточное количество предоставлено в прокате и для туристов, поэтому исследовать Копенгаген с его лояльной транспортной обстановкой и «компактными» расстояниями — идея просто прекрасная.

Городские власти намереваются не просто и дальше увеличивать использование велосипедов в городе, но и способствовать распространению такой специфичной черты безопасной велосипедной инфраструктуры с выделенными полосами, как ширина дорожек до трех метров (около 10 футов). Cуществует официальное Велосипедное Представительство Дании, которое занимается пропагандой этого вида транспорта, а основатель вышеупомянутой группы Copenhagenize Микаэль Колвилль-Андерсен (Mikael Colville-Andersen) тратит значительную часть своего рабочего времени на то, чтобs пропагандировать реализованную им велосипедную инфраструктуру в остальных городах Дании под названием датской модели.

Берлин, Германия

И хотя про Германию говорят гораздо меньше, чем про Нидерланды и Данию, когда речь заходит о велосипедном транспорте, именно в ней планомерно растет процент людей, выбирающих два колеса для передвижения по городу. Берлин — яркий тому пример. Около 13 % всех поездок в городе совершаются на велосипеде, и это практически в два раза больше, чем 20 лет назад. В некоторых «глубинных» районах города этот показатель достигает показателя 20 %.

Это особенно впечатляет, когда приходит осознание того, что берлинские зимы долгие и холодные, общественного транспорта много, и он хороший, а сам город имеет статус столицы нации, которая десятками лет оттачивала мастерство в производстве автомобилей. Помимо умной и согласованной государственной политики, направленной на рост популярности велосипедов, Берлин обладает целым набором уже готовых преимуществ. Улицы в большинстве своем просто огромны по ширине, и частично это последствие разорения после Второй мировой войны и грандиозного постсоветского планирования, а рельеф в городе довольно равнинный.

Многие берлинцы живут в квартирах, что часто является препятствием для любителей велосипедного транспорта. А традиционные многоквартирные дома на аренду обычно строят вокруг городского центрального подворья, предоставляя, таким образом, место для безопасного хранения велосипедов.

Но больше всего впечатляет густая населенность Берлина — 3,5 миллиона людей, а это гораздо больше, чем население примерно таких же по размеру Амстердама и Копенгагена.

Портленд, Орегон, США

Фундамент для велосипедной инфраструктуры города был заложен более 20 лет назад, - говорит Брайан Зек (Brian Zeck), менеджер велосипедных продаж магазина Portland's River City Bicycles. За долгие годы велосипедная традиция «выстроилась» сама, и катание на велосипеде стало будто бы вкраплено в культуру города. Велосипеды настолько популярны, что сейчас Портленд даже похож на один из европейских городов.

В инфраструктуру города входят 65 миль велосипедных дорожек, 30 миль велосипедных бульваров с небольшой загруженностью и 175 миль велосипедных полос на дорогах, и это все с удовольствием используется восемью процентами горожан, которые утверждают, что велосипедный транспорт самый удобный, и десятью процентами жителей, которые используют велосипед как второй по популярности вид транспорта.

В 2010 году Городским Советом был принят грандиозный Велосипедный План 2030, благодаря которому цифры статистики растут ежегодно. План направлен на привлечение новых велосипедистов путем формирования более густой велосипедной сети, уменьшения скоростных ограничений для велосипедов на определенных улицах (повышая, таким образом, уровень безопасности на дорогах) и увеличения числа велосипедных парковочных площадок.

Но наиболее ожидаемое событие для велосипедистов Портленда запланировано на 2015 год — открытие переправы Тиликум, так называемого Моста людей, простирающегося над рекой Уилламетт, которая разделяет восточную и западную стороны города. Эта первая переправа через реку была построена в 1973 году, и с тех пор отличительной чертой служит ее архитектура, спроектированная специально для электричек, автобусов, велосипедистов, пешеходов и трамваев, но не частных машин. На мосту будут две 14-футовые полосы: для пешеходов и для велосипедов.

Согласно данным Лиги Американских Велосипедистов, каждый год в Портленде проходит около 2100 гонок, заездов и других велосипедных мероприятий.

Токио, Япония

Погодите, точно Токио? Тот Токио, в котором живет более 13 миллионов людей? Все верно.

В этой огромной, густонаселенной столице Японии поразительно большой процент (14!) всех поездок совершается на велосипеде. Выбор в сторону велосипеда, а не машины для коротких поездок обусловлен многими вполне прагматичными причинами. Так, в частности, прежде, чем купить машину в городе, вам необходимо будет доказать, что вы владеете местом для парковки, не занимающим улицу, а такие места редки и очень дорогостоящи.    

Передвижение на велосипедах здесь в принципе иное. Мало людей ездят на нем на работу: расстояния, в основном, большие, а система общественного транспорта крайне удобна. Куда люди ездят на велосипеде — так это в многочисленные округа, из которых и состоит город. Также велосипедисты очень много используют пешеходные дорожки и тротуары — и все это не противоречит ПДД.

И это вовсе не скоростные, одетые в лайкру «гонщики» Лондона или Нью-Йорка. Велосипедисты Токио используют двухколесный транспорт практичного бренда Мамакари (Mamachari) с крепкой рамой, корзинками для шоппинга и дополнительными седушками, приспособленными для одного или двух маленьких детей. Со скоростью бегемота они передвигаются на этих весомых конструкциях по тротуару, едва достигая скорости ходьбы человека, держа хорошую дистанцию с другими такими «бегемотами» и с пешеходами, демонстрируя так называемую философию гаман ("gaman" attitude), когда, казалось бы, невозможно жесткий ритм жизни в шумном, большом городе принимается со стойким терпением ко всем вокруг.   

Богота, Колумбия

Этому городу можно дать поощрительную премию. Столица Колумбии никаким образом не является таким же открытым к велосипедной инфраструктуре городом, как и остальные населенные пункты в этом списке. Здесь менее, чем 5 % всех поездок по городу выполняется на велосипедах, а город тонет во все увеличивающемся количестве машин и задыхается в смогах. Тем не менее, Богота заслуживает этой позиции в рейтинге, благодаря своим попыткам привлечь часто обделенное в разных сферах жизни население переполненного города ( почти 9 миллионов людей) сесть на велосипедный транспорт.    

А мы не говорили о том, что город располагается на высоте 2600 метров (8500 футов) над уровнем моря? Любому, кто вдруг вздумает покататься по городу, подобно туристу, надо быть готовым к некоторым нерадостным проблемам с дыханием в течение первого дня плюс-минус один день. Все это благодаря бывшему мэру города, Энрике Пеналоза (Enrique Penalosa), который, заступив в должность в 1998 году, отменил запланированное строительство автомагистрали через городской центр, но зато «реанимировал» проект по созданию около 200 миль защищенных велосипедных полос на дорогах, который вскоре стал включать и собственный план проката велосипедов.

Лучший способ «опробовать» жизнь на двух колесах в Боготе — это еженедельный воскресный ритуал, известный, как Сикловиа (Ciclovia), во время которого 780 миль дорог закрыто для машин и открыто лишь для пешеходов и велосипедистов.

Ну что, вы уже выбрали город, в котором вам будет комфортнее всего управлять велосипедом?